Вам будет интересно:
Содержание статьи:
Так устроены выхлопные системы автомобилей ранних готов выпуска. Автомобили оборудованные карбюратором и минимумом электрики не нуждаются в дополнительных компонентах. Позже, с развитием двигателей и твердеющими экологическими нормами, в выхлопную систему добавился катализатор в некоторых случаях и не один. Двигатели совершенствовались, и появилась возможности работы двигателя с большим КПД, в систему выпуска добавили датчики, которые отслеживали содержание кислорода, температуру и вредность выхлопных газов, при этом ЭБУ обрабатывая результаты подстраивал работу двигателя на большую эффективность.
Современная, выхлопная система в одном из самых замороченных ее вариантов может содержать:
Так же возможны варианты дополнения или исключения вышеперечисленных элементов. датчиков температуры может быть несколько, датчиков кислорода могут поставить вообще сколько угодно, например в Nissan Maxima на системе выхлопа установлено 4 датчика кислорода и один датчик температуры.
Примерная схема компановки элементов выхлопной системы современного автомобиля:
1, 2, 3, 4, 7 - Датчики кислорода
6 - Датчик температуры выхлопных газов
5 - Основной каталитический нейтрализатор
8 - Предварительный каталитический нейтрализатор
Подробно о датчиках кислорода и способах их проверки и ремонта читайте в статье:
Кислородный датчик ( Датчик -o2 ... Лямбда-зонд ) Nissan [ Lambda Sensor ]
На современных автомобилях как правило установлено несколько датчиков кислорода, в основном они расположены до и после каталитических нейтрализаторов, если их два, то датчиков кислорода как правило три. Дополнительные датчики кислорода, как правило служат для того, чтобы оценивать качество работы катализатора, то есть датчики кислорода сравнивают показания до и после катализатора, и если эти показания будут совпадать, то компьютер может сделать вывод, что катализатор прогорел или отсутствует и не избавляет выхлоп от вредных примесей. Соответственно выдает ошибку, и его работа переходит в аварийный режим, то есть компьютер подстраивает смесь не под максимальную эффективность а под минимальные вредные выбросы.
Датчик температуры выхлопа который наиболее часто стоит на основном катализаторе, служит для отслеживания компьютером температуры выхлопных газов. Дело в том, что основной рабочий материал катализатора подвержен плавлению при очень высоких температурах, такие температуры могут образовываться, если топливно воздушная смесь частично догарает уже в выхлопной системе. Таким образом датчик температуры подает сигналы компьютеру автомобиля, и в случаем превышения их максимальных значений, компьютер корректирует рабочий процесс двигателя.
Рассмотрим ошибки непосредственно связанные с выхлопной системой:
Ошибки P0420, P0422, P0430, P0432 появляются только при движении авто и временно сбрасываются(до удаления катализатора) отключением клемы АКБ.
Лямбда зонд или датчик кислорода являются неотъемлемыми составляющими выхлопных систем с экологическим стандартом EURO-4 и выше. Лямбда-зонды позволяют контролировать уровень содержания кислорода до и после прохождения катализатора. Если машина соответствует стандарту EURO-4, то в выхлопной системе будет как минимум два лямбда-зонда - один до катализатора, а второй после него.
Как и многие другие части выпускной системы автомобиля лямбда-зонд не подлежит ремонту. В случае его непригодности он меняется на новый. Типичные ошибки, которые появляются в этом случае - P0130 - P0167.
При замене катализатора на пламегаситель, а также при его физическом удалении, величина сигнала, поступающего от второго лямбда-зонда будет совпадать по значению с первым. Такая же ситуация возникает при прогарании каталитического нейтрализатора. Стоит сказать, что рабочий, не сплавившийся катализатор нет смысла убирать, он нормально пропускает отработанные газы. Пламегаситель ставят лишь в том случае, когда на новый катализатор денег нет, а ошибка уже вылезла. Это приводит к появлению так называемых ошибок катализатора (P0420 - P0430). В таком случае двигатель переходит в аварийный режим работы. Стехиометрический коэффициент топливной смеси начинает рассчитываться электроникой машины по табличным параметрам, а не по данным от датчиков. В итоге расход топливо увеличивается, а сам двигатель работает нестабильно или иными словами - тупить.
Предположим по тем или иным причинам у вас вылезли причины неисправности катализатора. Существует два варианта решения такой ситуации. Первый заключается в установке на датчик кислорода устройства (называемого обманкой), которое скорректирует поступающий от датчика кислорода сигнал.
Существует два типа обманок - механические и электронные.