В экстренной ситуации водитель слышит звуковое предупреждение, а на лобовом стекле отражается мигающий сигнал и одновременно происходит подготовка тормозной системы для экстренного торможения. Если водитель вовремя не реагирует на предупреждения, а столкновение становится неизбежным, торможение происходит в автоматическом режиме.
Для этой системы характерны определенные ограничения: она хуже "видит" в темное время суток и в плохих погодных условиях.
Кроме этого, инженеры Volvo Cars предложили систему мониторинга усталости водителя (Driver Alert Control), предупреждающую водителя в случае усталости или потери внимания. Технология следит за движением автомобиля в пределах дорожной разметки. Система активирует сигнал предупреждения, если автомобиль начинает производить необоснованные маневры или демонстрирует неконтролируемое движение.
Также разработана новая система мониторинга "слепых зон" (Blind Spot Information System), которая помогает водителю вовремя обнаружить другой автомобиль сбоку, в зоне плохой видимости. Возле соответствующего внешнего зеркала заднего вида загорается лампа, предупреждающая водителя о вероятной опасности.
И наконец, система предупреждения об уходе с занимаемой полосы движения (Lane Departure Warning) предупреждает водителя, если автомобиль начинает пересекать дорожную разметку без включенного сигнала поворота.
Есть и еще одна новая технология, которая имеет аббревиатуру ITS и расшифровывается как Integrated Tubular Sidebag (встроенная подушка-труба). ITS разработана в сотрудничестве с одной из аэрокосмических компаний. Подушка безопасности действительно представляет собой надувную трубу, а прячется она в стойке лобового стекла и в верхней части проема передней двери. На концах трубы - мощные ремни, которыми она крепится под передней панелью с одной стороны и в районе задней двери - с другой. Пиротехническое устройство трубы расположено под передней панелью. Активизируется система от датчиков удара (аналогичных тем, от которых срабатывают обычные боковые подушки безопасности). Когда трубу заполняет газ, она раздувается в диаметре в четыре раза. Одновременно сокращается длина трубы, что увеличивает ее жесткость в поперечном направлении. Причем труба располагается так, что и женщина ростом метр шестьдесят и двухметровый верзила будут защищены одинаково: она натянется на уровне головы.
Эффективно ли применение новой подушки?
Приведем один пример. На BMW провели краш-тест, имитирующий боковое столкновение автомобиля с деревом. Сначала били обычный автомобиль. Датчики показали критерий тяжести повреждений головы HIC равным 2500, что с "запасом" гарантирует смерть человека в реальных условиях.
На второй машине стояла система ITS. Результат: HIC равен всего лишь 330 пунктам, а это уже вполне безопасно.
Но дело не только в действующих на голову перегрузках и ударах головы о стойки кузова. Оказывается, ITS отлично защищает шею! Ведь при ударе в бок велик риск сломать шейные позвонки из-за резкого перемещения головы. А ITS работает еще и в роли подголовника.
Баварцы уверяют, что ITS прекрасно защищает пассажиров не только при столкновении с легковыми машинами, но и при наездах грузовиков, автобусов и больших джипов с "кенгуринами". А поскольку ITS натягивается поперек оконного проема, то "труба" еще препятствует выпадению через окно при опрокидывании и даже частично защищает глаза от осколков битого стекла.
Итак, в ближайшее время ITS начнут серийно устанавливать на автомобили BMW. Интересно, что в салоне "пятерки" и "семерки" теперь можно будет насчитать до восьми подушек: две фронтальные, четыре боковые (на каждую дверь) и еще две - ITS для сидящих спереди.