Возможно вам будет интересно:
Содержание статьи:
Представим себе такую ситуацию, что вы не дома, пользуетесь автомобилем и вдруг тыщ... что то под капотом, после чего двигатель начинает работать не стабильно (начинает троить), на малых оборотах так и хочет заглохнуть, вы останавливаетесь и заглядываете под капотом, а там свеча висит на бронепроводе. Хотя у современных двигателей использующих катушку на каждую свечу, вы собственно ничего не увидите, то по звуку двигателя все равно можно догадаться, что один из цилиндров не работает. В общем не суть, может быть такая ситуация , а может вам друг менял свечи и излишне переусердствовал сорвал резьбу в колодце свечи.
И так, у вас есть автомобиль и не вкручиваемая свеча и при этом вам нужно ехать. Есть пара способов:
Тут стоит рассказать несколько слов о самих вставках: Футорки бывают разные: стальные, бронзовые, медные итд, одним из важнейших показателей данных металлов, является прочность и коэффициент расширения при нагреве. Дело в том, что блок и втулка должны будут расширяться так, чтобы соединение было максимально плотным, это будет способствовать теплоотводу и препятствовать проскальзыванию выхлопных газов между этими элементами.
Таким образом можно сказать, что чем тоньше стенки футорки, тем лучше.
Как материал, так и сами футорки отличаются, не только толщиной стенок и способом крепления. Например втулки изображенные на первом рисунке выше, называются вставками с опорным фланцем, они предназначены для серьезных сервисов, которые производят монтаж футорки со снятием головки. Футорка данного типа как правило имеет тонкий край со стороны клапана, который после установки развальцовывается, это способствует большей герметичности соединения и 100% защите от выкручивания при замене свечей. Дополнительно к развальцовке как правило используют бакелитовый лак, или иной надежный фиксатор резьбы для горячих соединений.
Любые футорки данного типа, имеют внешний диаметр чуть меньше чем диаметр нарезанной в блоке резьбы, в купе с фиксатором резьбы данный момент фиксирует футорку довольно плотно, препятствуя любым не нужным процессам, учитывая это стоит сказать что такие вставки, заворачиваются довольно туго.
О методах установки вставок:
Первый способ, довольно надежен, но и по стоимости он выходит не дешёвым. Футорки с фланцем изготавливают (как правило, из бронзы) на токарном станке. Внутри нарезают свечную резьбу, а если ее размерность М14х1,25, то наружную делают М18х1,25, но чаще используют наиболее распространенную М18х1,5. Технология изготовления фланцевых вставок из бронзы не может обеспечить их прочность при меньшем наружном диаметре.
Второй способ, менее надежен, по нескольким причинам: При сверлении и нарезании резьбы вручную, без снятия головки блока с двигателя, невозможно обеспечить соосность нового и старого отверстий. В результате свечное отверстие может стать не пригодным к ремонту. К тому же трудно избежать попадания стружки в цилиндр и надежно зафиксировать вставку, исключив отворачивание ее вместе со свечой.
Стоит сказать, что не зависимо от всех минусов установки футорок без развальцовачного края, такой способ является наиболее распространенным и в продаже можно найти большое количество готовых наборов. Со стружкой бороться научились, а современные фиксаторы резьбы, довольно надежно и герметично фиксируют футорку на своем месте. Между бронзовой вставкой и алюминиевой головкой происходит процесс электрохимической коррозии, которая будет усиливаться за счет проникновения раскаленных газов из цилиндра. Это ограничивает срок службы головки, отремонтированной таким способом. Тут тоже можно сказать, что вставки с фланцем надежнее, но если делать все правильно и обычная резьбовая вставка, прослужит не многим меньше.
Большинство резьбовых вставок в продаже имеют саморазвальцовывающийся край. Так что все разговоры о футорках не имеющих его, относились к большой редкости или гаражных ремонтов старшего поколения, когда с любыми зап. частями было туго. Поэтому, если вы решили ставить резьбовую вставку, смело берите хотябы не самую дешёвую, и все бедет хорошо.
Технология ремонта резьбы свечного отверстия при помощи резьбовой вставки [порядок действий]:
В идеале вам понадобится:
(A) Сверло для снятия старой резьбы(B) Фреза для снятия фасок(C) Метчик(D) Развальцовочник для установки втулки
(A) Ступенчатый метчик(B) Фреза для снятия фасок(C) Развальцовочник для установки втулки(D) T-образная рукоятка
Рассверлите поврежденную резьбу сверлом. Желательно использовать новое, острое сверло.
Использование инструмента - A
Вручную завинтите ступенчатый метчик в отверстие с поврежденной резьбой.
Раззенкуйте отверстие фрезой до глубины, заданной ограничителем на фрезе или если такого нет, то методом примерки на глубину опорного фланца.
Использование инструмента - B
Установите Т-образную рукоятку (D) на метчик (A). Поворачивайте рукоятку до тех пор, пока внешний конец метчика не выйдет из отверстия примерно на 5 мм. Таким образом, новая резьба нарезается поверх старой всего лишь за одну операцию.
Использование инструмента - A, D
Очистите отверстие от стружки сжатым воздухом при помощи продувочного пистолета. Метчиком нарежьте резьбу для втулки на всю глубину отверстия. Некоторые наборы включают в себя спец метчики, для конкретных втулок. Например набор TIME-SERT включает метчик, специально разработанный под использование резьбовых втулок этой фирмы. И ни стандартный метчик, ни другая фирма с одной из деталей комплекта не приведут к результату лечшиму чем использование полного комплекта фирмы. Так же при нарезки резьбы стоит использовать смазку, любую, если металлические опилки легко потом вынуть и густую, вязкую (например литол) при желании собрать значительную часть опилок на смазку.
Использование инструмента - C
Снимите T-образную рукоятку и, не вытаскивая метчик, установите на него фрезу для снятия фасок(B). Поворачивая фрезу с помощью рукоятки(D), добейтесь полной зачистки краев отверстия. Поверхность после зачистки должна блестеть.
Использование инструмента - A,B, D
Повторно очистите отверстие от стружки и вручную завинтите втулку в отверстие на несколько оборотов. Продолжайте завинчивание развальцовочником, предварительно смазав его смазкой.
Использование инструмента - D
Очистите отверстие от стружки сжатым воздухом при помощи продувочного пистолета, либо спрея для продувки. Вручную или при помощи развальцовочника (C) завинтите втулку на несколько оборотов. Перед использованием развальцовочника (C) его необходимо смазать маслом.
После того, как бурт втулки окажется заподлицо с поверхностью, развальцовочник начнет прорезать последние витки резьбы на втулке. При этом заметно возрастает сопротивление вращению. При этом нижняя часть вставки немного увеличит сужение внутреннего диаметра резьбы за счет внешнего.
Смажьте развальцовочник (C) и вращая его при помощи рукоятки (D), завинтите втулку в отверстие. В момент формирования последних витков резьбы на втулке сопротивление вращению заметно возрастет. Продолжайте поворачивать рукоятку до тех пор, пока сопротивление не ослабнет.
Использование инструмента - C, D
При формировании последних витков резьбы на втулке развальцовочник вдавливает ее в заготовку, запрессовывая втулку в деталь. Когда сопротивление вращению спадет, можно вывернуть инструмент из отверстия. Ремонт завершен.
Выверните развальцовочник из отверстия.
Ремонт завершен.
Еще один вид футорок - ремонтные вставки усиленные. (рисунок справа). Данные вставки включают в себя 4-е маленьких столбика по внешней резьбе, которые после монтажа вставки вбиваются молотком в соединение внешней резьбы и посадочного места, тем самым очень жестко фиксируя вставку на своем посадочном месте.
Такие футорки не подходят для ремонта резьбы свечного колодца.
Ремонтная резьбовая вставка для внутренней резьбы.
Ремонтные peзьбовые вcтавки, представляющие из себя ввёртыши-пружинки позвoляют coздать coединения, допускaющие бoльшую нагpузку, в металлах низкой пpoчности и примeняются на пpaктике уже более 50 лeт. Проволочные резьбовые вставки представляют собой спираль с ромбическим профилем высокой точности, таким же, как у резьбы. Изготавливаются резьбовые вставки из самых разных материалов. Наиболее распространены вставки из высококачественной нержавеющей стали, что позволяет полностью забыть о коррозии. Установочная цапфа, после установки ввёртыша отдeляется по наceчке (в заданном месте отрыва). Внeшний диаметр peзьбовой спиральной вcтавки в неустановленном состоянии больше, чем диaметр oтверстия с принимающей резьбой. За счет этoй рaзницы и пружинящих свoйств матepиала peзьбовой встaвки вoзникает paдиальное pacширение, и, как peзультат, устойчивое и беззазopное paсположение в принимающей peзьбе. Это избавляет от нeoбходимости использовать резьбовой клей (фиксатор резьбы) для фиксaции, как в случae с клaccической втулкoй. Peзьбовые ввёртыши-пружинки обecпечивают выcoкопрочную, изнococтойкую, устoйчивую к тepмической нагpузке peзьбу выcoкой точнocти.
Наибольшее распространение в мире получили вставки снабженные установочным язычком, хотя выпускаются и пружинные проволочные вставки другой конструкции. Установочный язычок служит только для установки вставки в предварительно подготовленное отверстие и легко обламывается после установки, благодаря специальному надрезу. При ремонте резьбы в глухих отверстиях обламывать язычок совсем не обязательно.
На рынке так же можно встретить спиральные вставки красного цвета, это автоблокирующиеся резьбовые вставки. От обычных вставок автоблокирующиеся отличаются тем, что один из витков выполнен в форме шестигранника немного большего диаметра, нежели диаметр резьбы. Именно это и предотвращает выкручиване резьбовой вставки вместе с болтом. А так же предотвращает самопроизвольное выкручивание резьбовой вставки, при вибрациях. По мимо цвета их можно определить по явно не однородному набору витков.
Сразу стоит сказать, что в основном такие усиленные вставки для ремонта резьбы свечных колодцев не используютя. Они позиционируются для больших крепких болтов.
Набор включает в себя:
Высверлить сломанную резьбу
СВЕРЛЕНИЕ Очистите поврежденную резьбу с помощью стандартного сверла. Наборы включают в себя необходимое сверло. Для восстановления резьбы свечей зажигания, при использовании специального метчика для свечной резьбы, предварительное рассверливание отверстия не требуется.
Нарезать новую резьбу метчиком из комплекта
НАРЕЗАНИЕ РЕЗЬБЫ Используйте специальные Метчики для нарезания внутренней резьбы в очищенном отверстии. Рекомендуется использовать специальное густое масло или смазку.
Разместить пружинную вставку
УСТАНОВКА ВСТАВКИПоместите вставку на установочный инструмент и поверните его регулировочным кольцом так, что-бы хвостовик вставки попал в центральный разъем хвостовика установочного инструмента. Завинтите вставку легким давлением на пол-оборота ниже поверхности. Не работайте против направления резьбы, так как хвостовик вставки может сломаться.
Обломать язычок если канал сквозной
УДАЛЕНИЕ ХВОСТОВИКА (язычка) После завершения завинчивания, вынимайте установочный инструмент и используйте специальный инструмент для извлечения и отламывания хвостовиков вставок. Для больших размеров и при использовании метчиков для свечной резьбы используйте для извлечения хвостовика вставки длинные плоскогубцы.
Из-за узких и точных допусков новая резьба, обычно сильнее, чем оригинал.
После такой операции резьба становится более прочной, чем первоначальная в исправном состоянии. Этот эффект особенно заметен, когда резьба выполнена в мягком материале, например, алюминии. При срыве болта (шпильки) в резьбовой вставке эффект "закусывания" отсутствует. Сорванный болт (шпильку) можно легко вывернуть.
Если сорвана резьба под шпильку, иногда рассверливают её, и нарезают резьбу следующего размера. В таком случае приходится применять ступенчатую шпильку неизвестного происхождения, сомнительного качества. Да и не всякую ступенчатую шпильку найдёшь в нужный момент. Если же отремонтировать отверстие с применением резьбовой вставки, остаётся возможность применить штатную, фирменную шпильку.
Область применения винтовых вставок:
Почему вставки не выпадут
Усиление резьбы с помощью пружинных вставок
Резьбовое соединение становится прочнее в 2-4 раза, что позволяют создать сверхпрочные резьбовые соединения, допускающее большую нагрузку в металлах низкой прочности (алюминий, сплавы на основе алюминия и магния), а также в пластике и дереве. Появляется возможность изготовления и восстановления резьбовых отверстий в тонкостенных деталях, значительно уменьшается износ резьбы при частых завинчиваниях и отвинчиваниях. Восстановленную резьбу почти невозможно смять криво завинтив, например, болт или свечу.
1. Сверло
2. Метчик
Для ремонта свечного отверстия рекомендуется метчик ступенчатый. Он центрируется в старом отверстии своей заходной частью, и сразу нарезает новую резьбу, минуя операцию рассверливания.
3. Шпиндель (инструмент для вворачивания вставки)
Рабочая часть шпинделя похожа на резьбовую часть болта, с зацепом на торце.
4. Вставка ремонтная
Вставка представляет собой спираль ромбовидного профиля. На одном конце её имеется поводок, за который вставка вращается шпинделем. Вставки имеют разные длины.
Жидкая резьба для восстановления резьбовых отверстий не боится воздействия высокой температуры и обладает тем же коэффициентом линейного расширения при нагревании что и алюминий, что исключает расшатывание ремонтного слоя в процессе эксплуатации. Восстановленные таким образом свечные отверстия в головках блока цилиндров сохраняют свою работоспособность наравне с новыми изделиями.
- Стойкая к воздействию высоких температур
Масло и бензо-стойкий состав полимера “жидкая резьба” позволяет использовать его для ремонта свечной резьбы маломощных двигателей внутреннего сгорания, впускных коллекторов и других частей ДВС. Прочное и надежное сцепление с основой и минимальное расширение при нагревании делает этот способ ремонта свечной резьбы одним из наиболее распространенных в профессиональных мастерских в сша.
Быстрое достижение первоначальных характеристик соединения и сохранение возможности его дальнейшей разборки зачастую являются решающими факторами, влияющими на выбор методики восстановления деталей с поврежденными внутренними резьбовыми отверстиями. Даже если вы повредили свечную резьбу в результате большого усилия при закручивании, установки свечи с перекосом или просто выкручивали её из горячего двигателя – вы всегда сможете её восстановить с помощью комплекта “жидкая резьба”. Уникальный запатентованный полимер быстро и надежно сформирует новую резьбу идеально подходящую для дальнейшей её эксплуатации.