Турбонаддув ... Устройство ... Характеристики
Современное оснащение
Что такое турбонаддув и для чего он необходим
Двигатели внутреннего сгорания должны быть с турбонаддувом, так как турбонаддув в состоянии улучшить наполнение цилиндров воздушно-топливной смесью, принудительно увеличивая количество воздуха в топливно-воздушной смеси. Принцип работы компрессор имеет принцип работы состоит в том, что оставляя двигатель газов цилиндров выхлопных вращаться ротор турбокомпрессора связан с тем, что покидая цилиндры двигателя выхлопные газы должны раскручивать ротор турбокомпрессора, соединенным валом иного ротора, нагнетающим воздух в цилиндры. Еще в 70-80 годах прошлого века турбокомпрессор принимаются только как элемент тюнинг настройки автомобилей, что дает возможность спортивным автомобилям двигаться быстрее. Однако, начиная с 90-х годов, все изменилось, многие производители дизельных , а позже и бензиновых двигателей поняли, что турбо - это самый важный инструмент, который может улучшить эффективность работы двигателя.
На данный момент подавляющее большинство бензиновых двигателей оснащены турбонаддувом, что, безусловно, представляет некоторые трудности. Турбокомпрессор, как известно, производят только из качественных материалов и компонентов, так как в процессе работы турбокомпрессор должен выдерживать довольно внушительно нагрузки, способные разрушить даже прочные материалы. Кроме того, обязательно следует учитывать, что работа турбокомпрессора означает использование только высококачественного топлива, потому как дешевое топливо может взорваться при большой степени сжатия, что несомненно приведет к разрушению турбокомпрессора. Можно также ко всему добавить и такие детали, как необходимость в охлаждении самого турбокомпрессора, его немалую стоимость, хотя наверняка справедливо было бы отметить, что преимуществ у него намного больше, чем каких-либо неудобств. Именно поэтому ведущие авто производители стараются оснащать свои автомобили их турбокомпрессорами.
Конструкция классической турбины
Конструкцию классического турбонагнетателя ( турбокомпрессора ) можно представить в виде двух крыльчаток, соединенных вместе одной осью. Находятся эти крыльчатки в отдельных герметично разделенных камерах. На одну из крыльчаток подводятся выпускные газы работающего двигателя и вращают ее и совместную ось на вторую крыльчатку, соединенную с подводом атмосферного воздуха. Захваченный крыльчаткой свежий воздух направляется к цилиндрам двигателя для сгорания.
Турбина увеличивает мощность двигателя
Дело в том, что мощность двигателя увеличивается за счет подачи большего количества топлива. Но увеличивая количество топлива, следует увеличивать и количество воздуха, так как горение - это химическая реакция, для которой необходимо присутствие необходимого количества кислорода. Окисление происходит с помощью кислорода и, если его мало, то в камерах сгорания будет возникать дефицит кислорода, что приведет к не полному сгоранию топлива.
Учитывая все эти нюансы, инженеры сконструировали турбокомпрессор, который нагнетает дополнительный воздух в камеры сгорания, а следовательно и топливо, сохраняя процент идеальной смеси, что и ведет к увеличению мощности двигателя.
Турбояма
Выпускные газы могут раскрутить крыльчатки турбины до скорости 150 000 - 210 000 об/мин!
Даже не учитывая геометрические особенности конструкции турбокомпрессора, можно вывести простую взаимосвязь: чем больше отработанных газов попадают в турбину, тем выше ее скорость вращения и тем больше свежего воздуха она нагнетает. Поэтому классическая турбина таит в себе некоторую проблему - дело в том, что ожидая от турбодвигателя ускорения в любой нужный момент, представьте себе, что автомобиль двигается с малой скоростью, при этом двигатель работает на малых оборотах. В таком режиме двигатель вырабатывает малое количество отработанных газов, а следовательно и скорость вращения турбины не велика. Рассматриваем ситуацию дальше,- водителю необходимо уверенное ускорение, например для обгона или по другим причинам, резко нажимает на педаль акселератора и ... ничего не происходит. Ожидаемого ускорения нет. Причиной является задержка турбины вызванная конструктивными особенностями, и называемая в народе «турбоямой»: непременно после нажатия педали акселератора, скорость вращения турбины низкая, а двигатель в первую очередь увеличивает впрыск, и лишь после сгорания уже увеличенного количества топлива, объем поступающих к турбине отработанных газов увеличивается, что увеличивает и скорость турбины, она нагнетает больше воздуха и вот оно долгожданное ускорение - можно обгонять, но время уже упущено. Если водитель хотел обогнать, то долгий разгон может затянуть маневр или вынудить вовсе отказаться от него.
Решение такой проблемы пришло в виде турбины с изменяемой геометрией. Ее конструктивные отличия в наличие специальных направляющих лепестков в канале отработанных газов.
Принцип работы турбины с изменяемой геометрией
Принцип работы турбокомпрессора с изменяемой геометрией состоит в изменении сечения на входе колеса турбины с целью оптимизировать мощность турбины для заданной нагрузки.
При низких оборотах двигателя, объем отработанных газов не велик, при этом такой объем не в силах раскрутить турбину достаточно сильно для уверенного ускорения. В нужный момент по сигналу блока управления, направляющие лопатки смещаются и уменьшают расстояние между собой, что даже при низком объеме отработанных газов, значительно увеличивает скорость вращения турбины, так как отработанным газам уже приходиться «протискиваться» через узкие, направленные зазоры, что заставляет отработанные газы двигаться быстрее.
В результате обороты турбины значительно возрастают, а следовательно увеличивается давление наддува.
Таким образом, удается увеличить скорость вращения турбины без резкого увеличения объема отработанных газов.
На полной скорости работы двигателя и при высоком уровне газового потока турбокомпрессор раздвигает направляющие лепестки, защищая себя от превышения оборотов и поддерживая давление наддува на уровне необходимом двигателю.
Изменение площади сечения (расстояния между направляющими элементами) может управляться непосредственно давлением турбины с помощью привода, с помощью вакуумного регулятора или шагового электромотора.