Перед тем, как перейти к теме о пинках АКПП, стоит оговорить пару аспектов:
- Автоматическая коробка передач: это сложный гидро-механический агрегат, не имеющий ничего общего с другими типами коробок. Передача крутящего момента в коробке автомат происходит по средствам фрикционных дисков, а управление осуществляется при помощи гидравлических усилий.
- Масло АКПП, на самом деле не масло в том понимании, что принято считать. Дело в том, что основной функцией этого "масла" является не смазывание, а передача гидравлических усилий. Да конечно, в нем безусловно присутствуют присадки уменьшающие трение и отводящие температуру, гораздо важнее гидравлические показатели. И самое интересное, по настоящему, даже словосочетание масло АКПП, применяется только в силу привычки и потому, что мало кто знает, что самом деле правильно его называть: Жидкость АКПП. После таких объяснений, я все же буду использовать выражение "масло АКПП", в силу и собственной привычки и удобства понимания тех, кто не прочел этот пункт. Но вы то теперь знаете....)))
Коротко о шестерни передачи, фрикционных кольцах и о том что с чем фиксируется:
Каждая скорость в автоматической коробке, задействует одну или несколько шестерен которые собраны в единую конструкцию. Каждая шестерня надета на ведущий вал и имеет набор фрикционов и металлических дисков. В данном контексте стоит сказать, что в начале своего появления автоматические коробки имели и картонные диски и диски с одной рабочей стороной , но все это в прошлом и уже очень давно, все шестерни автоматической коробки комплектуются набором фрикционных дисков имеющих фрикционные накладки с обоих сторон. Диски с фрикционными накладками находятся в постоянном зацепе с центральным ведущим валом, а не имеющие их в сцеплении с внешней обоймой шестерни. В периоды когда фрикционные диски не прижаты к металлическим , крутящий момент не передается от ведущего вала шестерне. Если под действием гидравлики весь этот набор сжимается, то фрикционные диски жестко фиксируются на металлических и происходит передача крутящего момента от центрального вала шестерне.
Что именно происходит внутри коробки ... От чего автомобиль дергается и пинается при переключении скорости АКПП:
На момент переключения передачи, давление рабочей жидкости в узле передачи крутящего момента падает, сразу после переключения восстанавливается, именно это обеспечивает плавное переключение. Однако по тем или иным причинам сжатие фрикционных колец может несколько запаздывать или затягиваться. В итоге полная фиксация фрикционных дисков происходит, уже при увеличенном давлении, в результате, получается эффект брошенного сцепления - Рывок или "пинок под зад".
Так так так... давайте попробую попроще: Если в силу, каких либо причин, с момент когда давление понижается не происходит сцепления фрикционных и металлических дисков, то это произойдет когда давление жидкости АКПП начнет повышаться. В этот момент пробуксовывание коробки уже гораздо меньше и при жесткой фиксации, включившейся передачи, происходит рывок (толчок или "пинок под зад"). Именно это в большинстве случаев и происходит при регулярных толчках автоматической коробки передач. А вот причины затягивания полной фиксации фрикционных колец в шестерни передачи рассмотрим ниже.
Давайте разберемся, от чего могут происходить рывки, пинки или дерганья при переключении передач АКПП:
Самой вероятной и самой распространенной причиной, рывков при переключении АКПП, является не своевременное или не правильное Технической Обслуживание коробки.
Разные автомобили, могут требовать совершенно различного технического обслуживания. Некоторые требуют замены жидкости АКПП раз в 100 тысяч, некоторые плюсом к этому, каждую замену масла, потребуют и замену фильтра, расположенного внутри поддона акпп, а у некоторых есть еще внешний фильтр который тоже имеет регламент замены. На самом деле, пробеги по замене масла и обслуживанию фильтров (внутренний как правило можно чистить, там мелкая металлическая сеточка, а внешний - только меняется), для каждого автомобиля свои. Замена масла АКПП может выполняться через каждые 60 тысяч или же раз в 150, так же и обслуживание фильтров, может происходить раз в 200 тысяч или каждую замену масла в коробке.
Все это - техническое обслуживание, и периодичность его проведения оговорена производителем автомобиля (эту информацию можно найти в мануле к авто).
Так же охото сказать, что многие производители, заявляют, что новые автомобили вообще не требуют замену жидкости АКПП, заявляют, что жидкость будет сохранять все свои характеристики на протяжении всего срока службы автомобиля , но...Тут есть большое, но... дело в том, что производитель дает некую гарантию на свои автомобили и все агрегаты внутри них, и как только эта гарантия проходит, ваш автомобиль начинает рассматриваться производителем как объект, который со временем будет требовать ремонта, и чем больше такого ремонта, тем больше производитель заработает на продаже запасных частей, в том числе и коробок и запасных частей к ним. Именно, по этому, как бы вам не хотелось верить производителю и кататься вечно на одном и том же масле,такая экономия у вас не выйдет и однажды поведение коробки все же подскажет вам, что масло уже старое и пора бы его поменять.
Толчки и рывки автоматической коробки могут происходить, из за не соответствия показателей залитой жидкости (не рекомендованной производителем или которая проработала уже не одну тысячу километров) к эталонной (свежей):
О жидкости АКПП и ее физико-химических показателях:
Любая свежая жидкость АКПП предусматривает некие физико-химические показатели, которые необходимы для нормального функционирования коробки автомат. Основными характеристиками жидкости АКПП, является не ее смазывающие возможности, а упругость и другие гидравлические атрибуты. Дело в том, что масло в автоматической коробке в первую очереди должно быть способно выполнять передачу крутящего момента и гидравлических нагрузок, и только потом, идут такие характеристики как возможности смазывания и тепло отведения, присадки сохраняющие резинки итд.
Быть может, я открою вам тайну, которую тщательно скрывают производители автомобилей, но.... Любое масло , даже если оно не работает, а просто стоит в канистре ожидая своей очереди - Стареет. Именно по этому, если даже производитель автомобиля утверждает, что масло можно не менять 10 лет, вам следует изучить упаковку от масла, которой будет указан срок годности масла и по идее, если срок годности масла 5 лет, то его не следует по совету производителя автомобиля, растягивать на 10. При этом старение масла в канистре и в работающем агрегате, происходит по разному, если в канистре происходит расслаивание присадок и и других элементов, то при работе одним из показателей старения масла , является насыщенность посторонними примесями и потеря номинальных физико-химических показателей в результате перегрева или химических реакций. Учитывая все факторы старения жидкости АКПП, можно сказать, что время и работа масла, не поддерживают все требуемые характеристики в норме, со временем или в процессе эксплуатации масло стареет и отходит от показателей штатной работы. Это могут быть, уменьшение гидравлических показателей, или смазывающих или сохраняющих или иных спецификаций залитого масла.
Фильтр автоматической коробки передач, как причина рывков и толчков при переключении скоростей:
Ваша автоматическая коробка передач, наверняка имеет один фильтр в масляном поддоне и может быть еще один внешний. Все фильтры на коробке АКПП призваны улавливать и не пускать в коробку металлическую стружку, фрикционную пыли и иные возможные загрязнители. Так как жидкость АКПП несет не только смазывающие компоненты и сохраняющие функции присадки, но и в целом является рабочим телом коробки, она принимает участие во всех узлах коробки, и именно по средствам жидкости акпп, происходит передача крутящего момента от двигателя и включение той или иной скорости. Любые физические загрязнители попавшие в место работы фрикционных дисков будут нести непоправимые абразивные повреждения фрикционным накладкам. Фильтры, призваны улавливать фрикционную пыль и другие элементы выработки, так же есть магнит для сбора на себя металлических частиц от шестерен. НО.... Есть и обратная сторона фильтров - они со временем засоряются, и так как передача крутящего момента происходит по принципам гидравлики, то проходя через засоренный фильтр, рабочая жидкость теряет некоторый процент давления от необходимого для быстрого и полного сжатия фрикционных дисков, в результате чего момент сцепления фрикционов проходит недостаточно быстро. В этом случае получаем эталонный рывок, подробно описанный чуть выше.
Причины рывков коробки автомат - изношенные фрикционные диски:
Фрикционные диски - это своего рода сцепление в автоматической коробки передач. Каждая скорость включается отдельной звездочкой или набором звездочек содержащих кольца с фрикционными накладками и металлические между ними. Причем фрикционные крутятся от внутреннего вала шестерни а металлические крутят внешнюю обойму шестерни. Таким образом если всю эту "гармошку" сжать, произойдет жесткая фиксация внутренней и внешней обойм шестерни и передача крутящего момента будет осуществляться. Сжатие обоймы фрикционных и металлических дисков происходит при помощи гидравлики и управляющей ею электроники. В каждой шестерни находится несколько чередующихся фрикционных и металлических дисков, и со временем фрикционные накладки истощаются, при этом сжатие всей "гармошки" осуществляется, как сжатие всего набора целиком. При этом если учитывать, что каждый фрикционный диск имеет фрикционные накладки с каждой стороны, то износ фрикционных накладок сразу на 4 дисках (в некоторых шестернях 4, в некоторых больше или меньше в зависимости от скорости и производителя), так вот: износ фрикционных накладок шестерни одной скорости существенно меняет высоту всего набора фрикционно-металлических дисков, при этом следует сказать, что не только возрастает необходимое для их фиксации, между собой, давление но и ход применимости этого давления тоже. В результате таких изменений, происходят описанные выше явления, более поздней фиксации фрикционных дисков шестерни передач и рывок при этом.
В разделе о фрикционных дисках и уже вышесказанного, стоит разобраться еще парой моментов:
Рассмотрим подробно:
- Масло в коробке пахнет гарью, причины и что это может значить: Каждый момент включения шестерни АКПП, сопровождается сжатием набора фрикционных и металлических дисков. В этот момент происходит очень кратковременное проскальзывание фрикционных дисков по металлическим. Именно не мгновенность этой фиксации избавляет коробку АКПП от сильных ударных нагрузок. Представьте, пример если бы при коробки автомат не было сцепления, скорости включались мгновенно, жестко фиксируясь на коленвалу. Представили... А теперь представьте, как нужно раскрутить двигатель что бы он не заглох при переключении. представьте и удар по всей механики автомобиля в момент такого переключения ))). Так вот , все это сказано к тому, что бы вы поняли что мгновенная фиксация губительна, и фрикционные диски в шестерни АКПП тоже фиксируют ее не мгновенно. И если это время укладывается в норму заданную производителем, то и к меж сервисной замене жидкости АКПП вы почувствуете небольшой запах горелого и заметите что цвет жидкости АКПП стал более темным. Такие изменения вызваны локальными мгновениями пробуксовки фрикционного и металлического диска в момент переключения передачи. В этот момент происходит пробуксовка,, мгновенный нагрев и приход в норму. Но сотни и тысячи таких локальных и сверх кратких нагревов со временем придают маслу запах горелого и более темный цвет. Если же немного отойти от нормы, и посмотреть на автомобиль который уже прошел не один десяток тысяч километров (зачастую такие явления начинаются к двум сотням тысяч кило), то можно сказать что фрикционные диски уже не имеют свою первоначальную толщину и необходимый ход для сжатия "гармошки" фрикционов - больше, а следовательно и само сжатие - дольше. От сюда и увеличение моментов пробуксовки, и ускорение старения жидкости АКПП.Именно по этому многие производители, в регламенте ТО могут писать, что первая замена жидкости АКПП производится на 100 тысячах км, все последующие через каждые 60 тысяч километров.
- Не работает первая передача (не работает задняя передача) все остальные работают штатно: О таких проблемах можно говорить долго, но на самом если все остальные передачи работают нормально, все такие проблемы сводятся к критическому износу фрикционных накладок шестерни скорости. Почему первая или задняя (тут все просто - архитектура автоматической коробки передач в большинстве случаев предполагает, что управление первой скоростью и задней передачей осуществляется одной шестерней, причем, при зажатых фрикционах, работает задняя передача, при отжатых - передняя первая. Таким образом если не работает только задняя, причем если прибавлять газ, автомобиль начинает тихо двигаться назад - можно сделать вывод, что фрикционные диски первой / задней передач - полностью изношены. С остальными передачами такого почти не происходит. Именно первая или задняя - от того, что большая часть стартов и стопов и грязи и раскачки задействуют только эти передачи.
- Автомобиль едет при включенной нейтрали: Может ехать как назад, так и вперед. Такое явление вызвано "слипанием гармошки" фрикционных и металлических дисков в единое целое. Передача постоянно включена. Причем, если автомобиль едет, то скорее всего это первая или вторая скорость, остальные шестерни не только не подвергаются увеличенным и частым нагрузкам, сохраняясь в норме долгое время, но и двигателю, скорее всего, проще будет заглохнуть, чем тронуться с места на передачи выше второй.
Неполадки гидроблока или выход из строя соленоидов - как причина рывков АКПП:
Самый загадочный элемент коробки автомат - гидроблок ( или гидроплита ). Данный элемент является электро-механическим центром управления коробкой АКПП.
Разберемся, как работает и управляется коробка автомат: Для начала у нее есть свои мозги, за частую они не соседствуют с блоком управления двигателя и спрятаны где-нибудь под панелью или в салоне, но это очень ответственный элемент , именно он взаимодействует с ЭБУ двигателя, определяет моменты переключения передач, именно опираясь на показания датчиков, вычисляет обороты, скорость, целесообразность и другие данные необходимые для правильной реакции коробки на действия водителя ( это могут быть переключения передачи на повышенную , пониженную, положения для движения накатом, это может быть движение без переключения на высоких оборотах или наоборот минимальная тяга на минимальных оборотах). Электронный блок управления коробкой, управляет непосредственно системой соленоидов на гидроблоке и другой электроникой, при ее наличии. Соленоиды меняя свой статус (он может быть открыт или закрыт) направляют и перенаправляют потоки и давление рабочего тела (жидкости акпп) к шестерням с фрикционами. Тем самым управляя фрикционной "гармошкой" внутри каждой шестерни. Напомню, что включенная в работу шестерня или их сочетания задают ту или иную передачу АКПП.
Подробнее, про каналы гидроблока и управление при помощи гидравлики: Гидроблок направляет и перенаправляет потоки движения жидкости внутри АКПП, тем самым включая ту или иную передачу. Управляющие каналы со временем или под воздействием некоторых факторов могут забиваться, что будет вести не только к несвоевременному включению передачи ,но и к недостатку давления в принципе, что веет к проскальзыванию и перегреву фрикционных колец. Забиться каналы гидроблока могут фрикционной пылью или иными продуктами эксплуатации коробки.
Но .... как всегда есть еще что то, и это сами управляющие механизмы, называемые соленоиды:
Соленоид: электронный клапан открывающий или закрывающий канал движения жидкости АКПП к шестерни передачи. если совсем просто : соленоид это обычная катушка с подпружиненным штоком, в зависимости от ситуации шток втягивается или наоборот выходит под действием пружины, тем самым закрывая или открывая канал к шестерни передачи. Ничего сложного, но даже такая простая конструкция зачастую дает сбой, соленоиды могут не открываться до конца , могут не закрываться до конца или скорость их реакции может быть некорректной. Любые проблемы с соленоидами будут влиять на характер поведения коробки. Соленоиды не ремонтируются, только замена, хотя стоят не очень дорого.
Радиатор АКПП, как причина рывков при переключении:
В вашем автомобиле автоматическая коробка переключения передач, значит где то есть и радиатор для жидкости АКПП. В основном он соседствуем с радиатором кондиционера, занимая в нем с полтора десятка сантиметров снизу. Однако очень часто можно встретить и отдельный радиатор АКПП, если он стоит отдельно, то в основном он расположен перед радиатором охлаждающей жидкости, снизу от него или частично перекрывая его.
Как же связаны толчки при переключении и радиатор АКПП - достаточно сильно и даже по нескольким возможным причинам: Радиатор АКПП забит, в связи с чем, жидкость в коробке не только не имеет нормальную циркуляцию но и склонна к увеличенным температурам. Это приводит не только к быстрому старению масла, но и увеличенным нагрузкам на другие компоненты коробки (в АКПП очень много всевозможных резиночек и уплотнителей, они рассчитаны на температуру штатной работы коробки, однако при сильно увеличены температурах, резиновые колечки могут дубеть или проявлять признаки эрозии. по мимо резиновых уплотнителей, коробка автомат содержит не мало электроники и пластмасс, которые тоже могут повести себя не запланировано при высоких температурах). Таком образом, можно выделить два возможных варианта событий при забитом радиаторе: рабочая жидкость акпп (масло) не может выдать требуемого давления и скорости циркуляции, и масло акпп склонно перегреву что может вылиться в обрыв одной из уплотнительных резинок или не герметичность ее посадочного места. Все это может вызывать толчки и рывки в работе коробки автомат.
Понижающий резистор АКПП:
Элемент управления коробкой, задающий величину уменьшения давления жидкости АКПП в основной магистрали коробки. Другими словами, этот элемент включается в цепь управления давления, при переключении скорости и снижает давление всей магистрали, тем самым допуская пробуксовывание бублика при передачи крутящего момента от двигателя. Это обеспечивает плавность переключения всем передачам. Сопротивление понижающего резистора - не изменное и заданное и рассчитанное производителем, однако, этот резистор может выйти из строя в результате процессов окисления или механических повреждений, и тогда каждое переключение коробки будет сопровождаться хорошим таким "пинком под зад". Это если коротко, более подробно и о понижающем резисторе и о местах его установки и о проверке или замене можно прочесть в статье: Понижающий Резистор АКПП [ RESISTOR ASSY-AUTO TRANSMISSION ]
Самая менее вероятная, но возможная, причина пинков АКПП - Масляный насос:
Пожалуй тот узел на который можно подумать в последнюю очередь, как на виновника пинков коробки - это ее насос. По месту расположения может стоять как сразу после бублика ( гидротрансформатора ), так и в поддоне. Ломаться там нечему , по этому слушать они весь срок службы коробки и еще бы на одну хватило, однако никто не застрахован от брака при изготовлении или монтаже его элементов. Симптомами выхода из строя насоса АКПП, является безоговорочная и окончательная остановка авто. Почти все, что связано с коробкой, все работает от давления масла или при его участии, если не будет давления и циркуляции не будет ничего.... как будто вовсе без масла, что намного вероятнее, чем выход насоса АКПП из строя.
Возможен ли вариант с проводкой внутри коробки АКПП:
Да, проводка внутри коробки тоже может быть причиной не корректной ее работы. Дефекты проводки могут быть вызваны механическим путем: Не ловкие и не опытные сервис мены при попытки снять масляный поддон могут слишком глубоко вставить отвертку или нож (смотря чем они пытаются отлепить поддон , который зачастую сидит на герметике), при этом эта отвертка или нож могут повредить оплетку провода, или сдернуть его с фишки. При этом хорошие сервисмены проверят потом провода и фишки, а плохие так и прилепят масляный поддон обратно. Плохой контакт или замыкание на массу (хоть и через масло) могут привезти к некорректной работе соленоидов и коробки в целом. Вся резина и пластик конечно боятся температур, но они все же рассчитаны на рабочие температуры. Хотя побуксовав где нибудь можно сильно увеличить температуру в коробке, но наверняка вы скорее сожжете фрикционные диски прежде чем расплавите оплетку проводов ))).
|