С 27 Июля - Глобальное увеличение коэффициентов для отдельных территорий и категорий автомобилистов !!!
Уже 27 июля полисы ОСАГО заметно подорожают. Это произойдет после вступления в силу постановления правительства, предусматривающего изменение коэффициентов для отдельных территорий и категорий автомобилистов. Больше всего от нововведений пострадают молодые и неопытные водители, а также водители из списка регионов указанных к повышению, для которых коэффициент вырос почти на треть. Зато выиграют страховщики, которые смогут покрыть убытки от растущей аварийности.
Принятие новых коэффициентов стало некоторой неожиданностью даже для самих страховщиков. Вообще-то, документ с новыми ставками лежал в кабинетах правительства с начала года — оставалось лишь поставить подпись. Но мало кто верил, что власти увеличат нагрузку на кошельки автомобилистов в предвыборный год. Однако 20 июля в "Российской газете" появилось постановление правительства с новыми коэффициентами. В силу оно вступит уже 27 июля полисы будут продаваться по новым тарифам. Коэффициенты применяются к базовому тарифу ОСАГО (он составляет 1980 рублей) и предназначены для выравнивания убыточности по различным группам водителей, территориям и транспортным средствам.
Новые коэффициенты, используемые при расчете стоимости ОСАГО, утверждены правительством, а это означает, что для российских автомобилистов обязательная страховка подорожает минимум на 10%! Разясним: при оформлении автогражданки на машину мощностью от 70 до 100 л.с. базовая ставка отныне умножается на 1,1, хотя прежний коэффициент равнялся единице; владельцам маломощных автомобилей (до 70 л.с.) тоже придется платить больше — вместо прежнего коэффициента 0,9 теперь будет действовать 1,0; если нужно оформить автогражданку на неограниченное количество водителей, ставка умножается на 1,8 (ранее — 1,7). Однако для сельских территорий многих субъектов РФ увеличение стало не так значительным — здесь коэффициент увеличился с 0,6 до 0,7.
Подросли и другие «множители», причем самая неприятная новость ожидает «дачников», которые оформляют страховку на несколько месяцев: за трехмесячную автогражданку вместо прежних 40% теперь придется заплатить половину стоимости годового полиса! За четыре «застрахованных» месяца готовьтесь выложить 60% (было — 50%), за пять месяцев — 65% (было — 60%). Дорого? А если водитель не обладает большим водительским стажем, выйдет еще дороже! Для водителей младше 22 лет включительно со стажем вождения менее 3 лет базовая ставка будет умножаться на 1,8 (ранее было 1,7); при возрасте от 23 лет, но стаже менее 3 лет повышающий коэффициент составит 1,7 (было — 1,5); если водителю меньше 22-х, но стаж — больше 3 лет, «множитель» будет 1,6 (было — 1,3). С 1,7 до 1,8 увеличивается коэффициент, который применяется в случае, если к управлению автомобилем допущен неограниченный круг водителей. Для трехмесячного полиса ОСАГО коэффициент повышен с 0,4 до 0,5, для четырехмесячного — с 0,5 до 0,6, для пятимесячного — с 0,6 до 0,65.
Инфляция в 200%
Но самое главное — это заметное увеличение региональных коэффициентов: региональный «множитель» повышен для 177 городов и 62 регионов! Теперь кроме Москвы максимальная ставка установлена для Тюмени, Перми, Казани, Челябинска и Сургута — в этих городах базовый тариф будет умножаться на два. В качестве оправдания страховщики приводят показатели инфляции: с 2003 года инфляция составила 200%, поэтому многие регионы являются убыточными... Но стоит ли верить этим заявлениям? По статистике, за 2010 год страховщики отдали автомобилистам на ремонт машин и лечение травм 53,8 млрд рублей, а себе оставили 38,7 млрд рублей — неплохая прибыль! И после этого страховые компании кричат про убыточность?
Опять же это далеко не предел: в правительство направлен законопроект, который предусматривает повышение базового тарифа ОСАГО на 50%, и, как считают аналитики страхового рынка, этот документ будет одобрен чиновниками. И хотя страховщики обещают одновременное увеличение размеров страховых выплат, платить минимум 3000 рублей за полис ОСАГО многим россиянам может оказаться не по карману... Пора пересаживаться на велосипеды? Учитывая постоянно растущие цены на топливо и перспективы автогражданки, автомобиль скоро будет считаться роскошью, а не средством передвижения.
Дмитрий Тюнин, директор алтайского филиала компании "Росгосстрах":
"Дело в резко возросшей аварийности, из-за чего повысилась убыточность. Коэффициенты выросли в целом для крупных городов, где расположены основные очаги аварийности. Поэтому логично, что для них ставки стали выше."
Александр Осин, главный экономист "Финам-менеджмент":
"Доля ОСАГО в премиях российских страховых компаний в среднем составляет от 15% до 50%, повышение коэффициентов по ОСАГО приведет к росту премий по ОСАГО на 20–30% и доходов страховых компаний на 5–15%."
Дмитрий Тюнин, директор алтайского филиала компании "Росгосстрах":
"Ситуация с убыточностью обострилась настолько, что документ нельзя было не принять. Все больше компаний банкротится. Последний случай — компания "Росстрах", которая имела большой портфель ОСАГО и недавно ушла с рынка. При этом для половины автостраховщиков характерна недостаточность капитала."
С такой оценкой согласны и независимые эксперты. По оценкам г-на Осина, сектор ОСАГО убыточен для страховых компаний: рентабельность на нем составляет минус 5%.
Павел Бунин, президент Российского союза автостраховщиков:
"С момента вступления в силу закона об ОСАГО в середине 2003 года коэффициенты корректировались лишь один раз, в марте 2009 года. Базовый тариф по ОСАГО не менялся ни разу. Накопленная инфляция за это время составила более 200%. Тогда как российский автопарк за время действия закона существенно изменился — произошло его обновление, соответственно, увеличился средний размер выплат по "железу", в связи с инфляцией выросли цены на запчасти и стоимость нормочаса на СТО."
Нынешнее повышение, по всей видимости, не последний шаг государства навстречу страховщикам. Сейчас в правительство также внесены поправки в закон об ОСАГО по увеличению лимита выплат за вред жизни и здоровью пострадавших в ДТП со 160 тыс. до 500 тыс. рублей и более чем втрое — максимального лимита выплат за пострадавшее в ДТП имущество, с нынешних 120 тыс. до 400 тыс. рублей. Одновременно повысится и базовый тариф — по разным оценкам, на 50–58%.
Александр Осин, главный экономист "Финам-менеджмент":
"Эта мера поддержит рынок, но вряд ли будет рыночной по своей сути. Проблема не только в ОСАГО, речь идет о концепции перераспределения рисков государственного бюджета на страховые компании, которые вслед за банковским сектором получают от государства поддержку в антикризисном формате. Но весьма сомнительно, что усиление роли страховых компаний в экономике с сокращающимися темпами потребительского спроса и реальных доходов населения, слабым рынком труда, меры, эквивалентные повышению налогов на потребление, будут эффективны."